Норд-Вест Бетон

Норд-Вест Бетон

Рынок корректирует нормативы

Наш собеседник - заместитель начальника отдела сертификации Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, кандидат технических наук Юлий Каммерер. 

- Юлий Юльевич, хотелось бы обсудить с вами проблему повышения качества строительных работ. Я понимаю, что проблема эта многогранная, и всего в беседе нам не охватить. Поэтому давайте сосредоточимся на одном аспекте: как влияет на качество работ система действующей нормативной документации? И в каком направлении следует совершенствовать нормативы для более успешного решения этой проблемы? 

- Начну с того, что общего для всех, универсального определения понятия "качество" не существует и быть не может. Каждая группа специалистов стремится истолковать его по-своему. Для нас, "нормативщиков", качество продукции - это ее соответствие установленным требованиям. 

- Стандартам? 

- Не только. Прежде всего следует назвать проектную документацию. Ею устанавливаются основные параметры, скажем, строящегося жилого дома: этажность, конструктивные решения, оснащенность оборудованием, требования к отделке помещений и так далее. Источником установленных требований могут быть государственные нормативные документы - СНиПы и ГОСТы. Наконец, в договоры подряда также вписываются определенные требования. В государственных нормативных документах должны устанавливаться показатели качества, обеспечивающие безопасность, экологичность и т; п. Эти показатели в стандартизации принято называть требованиями общества, или социальными. Выполнение этих требований контролируется органами государственного надзора (их сегодня около двух десятков). Нарушение государственных требований наказывается штрафами, которые налагают органы надзора. А вот потребительские (называемые также коммерческими) свойства строительной продукции (например, качество отделки, эффективность смонтированного оборудования) - это уже предмет заботы не государства, а заказчика, который сам их устанавливает при заключении договора и сам контролирует их исполнение производителем работ. Санкции за отступление от требований оговорены в договоре. 

- Насколько я помню, государство всегда контролировало не только безопасность зданий и сооружений, но и их потребительские свойства. 

- Именно так и было. Вкладывая деньги в строительство объектов, государство через строительные нормы устанавливало их потребительские свойства, в том числе и самые фундаментальные. Отсюда пошли многочисленные нормативы - сколько площади полагается на жильца, на койкоместо в больнице и т. п. Более того, заботясь о том, чтобы эти потребительские свойства обеспечить с наименьшими затратами, государство в нормах предписывало применять или, наоборот, запрещало те или иные архитектурные и конструктивные решения, материалы. В рыночных условиях преобладают негосударственные инвесторы, которым незачем предписывать такие вещи. Соответственно и функция контроля за потребительскими свойствами строительной продукции переместилась на другой уровень. Однако прежние подходы пока еще бытуют в действующих нормативных документах. 

- Какие? 

- На мой взгляд, больше всего государство заботилось об эффективности капитальных вложений. На втором месте стояла эффективность работы строительного комплекса. И только на третьем месте - безопасность зданий и сооружений. Я могу ошибаться, но у меня сложилось именно такое впечатление. И нынешняя нормативная база сохранила прежнюю основу, поскольку большая часть документов была принята до начала 90-х годов. Требования прежней и новой идеологии в ней причудливо переплетены. Да и психология людей, применяющих нормы, мало изменилась. Впрочем, как и психология тех, кто дает задание на разработку новых норм, и самих разработчиков. Порой у людей бывает желание "занормировать" все, что только возможно, вплоть до количества пятен на обоях... 

- Значит, обновление нормативной документации еще не завершено? 

- Оно в начальной стадии. Сами знаете, какое сейчас положение с финансами. Бюджетных средств выделяется мало. А заинтересованные организации хоть и располагают средствами, но пока еще не привыкли к тому, что за хорошие нормы нужно хорошо платить. Я должен упомянуть еще о некоторых государственных "регуляторах качества", действующих сегодня Во-первых, рынок строительной продукции должен ограждаться от недобросовестных участников. Эта задача решается через систему лицензирования. Во-вторых, проникновению на рынок недоброкачественных стройматериалов во многом препятствует система сертификации. Есть и другие механизмы. 

- Юлий Юльевич, а можно ли ускорить разработку новой нормативной базы (под новую идеологию) за счет негосударственных источников финансирования? 

- Это вполне возможно. В промышленно развитых странах государство напрямую редко финансирует разработку нормативных документов. Это делается за счет заинтересованных организаций (в том числе и государственных), которые объединены в особые "нормативные" общественные организации, платят членские взносы, на которые и ведется нормативная работа. Но вернемся к требованиям качества, содержащимся в государственных нормативных документах. Они касаются прежде всего конечной продукции строительства - зданий и сооружений. Есть несколько ключевых СНиПов по видам зданий, которые содержат общие требования (в основном, сориентированные на безопасность). Есть требования и по элементам зданий и сооружений. 

- Хорошо, требования есть. Как организовать их выполнение? 

- Если говорить о правах заказчика по отношению к подрядчику, то он наделен ими в полной мере. Другой вопрос: всегда ли заказчик использует их? Работать в правовом поле у нас еще не привыкли, к сожалению. А принципиальных сложностей тут нет: не выполнил подрядчик установленных требований - не принимай у него работу. Единственное, что следует сделать, это внятно прописать сами требования, предусмотреть санкции за их невыполнение и организовать механизм контроля. 

- А кто должен разрабатывать механизм контроля? 

- Вопрос неоднозначный. Но если говорить о технических требованиях, содержащихся в государственных нормативных документах, то тут, без сомнения, следует записывать механизм контроля в строительные нормы и правила. 

- То есть это делает Госстрой России? 

- Да. 

- А механизм санкций? 

- С этим сложнее. Основополагающим тут считается закон об административной ответственности за правонарушения в области строительства. За. Его выполнением следит система архитектурно-строительного надзора. Люди там грамотные, деловые, работают активно. Но, думаю, у них нет возможности проконтролировать каждую стройку, каждую конструкцию. А вот в Соединенных Штатах Америки, к примеру, строительная инспекция контролирует каждый строительный объект и, практически, каждый основной этап работ. У нас действует достаточно редкая в мировой практике система, при которой прямой непосредственный контроль за качеством работ должен осуществлять представитель заказчика в лице его технадзора. Государственный же строительный надзор контролирует работы выборочно (ввиду отсутствия средств для ведения сплошного контроля). Получается, что государственный спрос за качество ложится на заказчика: Впрочем, такая система действовала у нас много лет и была достаточно эффективной. 

- Уникальность системы в том, что за безопасность здания отвечает и государство, и заказчик? 

- Да. Есть, разумеется, и внутренний контроль со стороны изготовителя (подрядчика), хотя в нормативном плане он прописан довольно слабо. 

- Вы упомянули строительную инспекцию США. Она финансируется из федерального бюджета? 

- Нет, каждый штат содержит свою инспекцию. За государственный контроль заказчик отчисляет определенный процент от сметной стоимости плюс дополнительную сверхурочную плату для сложных объектов или конструкций. 

- Нельзя ли у нас организовать сплошной государственный контроль для всех объектов и всех работ? Или это нам не подойдет? 

- Нам это очень даже подойдет! Только это дорого стоит. Нужны приличные вложения, в том числе на увеличение численности инспекторов (в несколько раз), улучшение материально-технической базы инспекции и прочее. 

- Может быть, переходить на такую систему не в одночасье, а постепенно, начав с наиболее развитых регионов? 

- Разговоры на эту тему время от времени возникают. Но до практических шагов дело не доходит. Впрочем, вам следовало бы обсуждать этот вопрос не со мной. 

- В конце концов можно было бы отрабатывать механизм контроля на крупных стройках, верно? 

- Вообще говоря, такие вещи делаются. Комплексный контроль качества по объекту - не такая уж редкость. В стране немало специалистов необходимой квалификации (из бывших оргтехстроев и тому подобного), наиболее предприимчивые из них создают фирмы, получают лицензию на контроль качества строительно-монтажных работ и с успехом этим занимаются. 

- Если их приглашают. А нельзя ли ввести это в обязательном порядке? 

- Это сделать невозможно, поскольку будут нарушены рыночные принципы. Можно лишь через нормативы обязать заказчика вести технический надзор, а уж пригласит ли он для этого специалиста (грамотный заказчик так и поступит) или займется этим сам - дело его. К сожалению, и заказчики, и инвесторы нередко относятся к контролю качества как к чему-то второстепенному. Видимо, потребуется время, чтобы психология хозяйственных руководителей изменилась в соответствии с новыми требованиями. 

 

Контроль качества бетонной смеси осуществляется сертифицированной лабораторией, находящейся на заводе.

Сфера строительства
Строительные работы
Региональный бизнес
Аналитические статьи


Доставка бетона по Санкт-Петербургу Доставка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области современным автопарком бетоновозов. Индивидуальный расчет тарифа.

С использованием бетононасосов достигается равномерность в укладке бетона, исчезают простои, снижаются затраты по укладке бетона.