Норд-Вест Бетон

Норд-Вест Бетон

Рынок корректирует нормативы

Наш собеседник - заместитель начальника отдела сертификации Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, кандидат технических наук Юлий Каммерер. 

- Юлий Юльевич, хотелось бы обсудить с вами проблему повышения качества строительных работ. Я понимаю, что проблема эта многогранная, и всего в беседе нам не охватить. Поэтому давайте сосредоточимся на одном аспекте: как влияет на качество работ система действующей нормативной документации? И в каком направлении следует совершенствовать нормативы для более успешного решения этой проблемы? 

- Начну с того, что общего для всех, универсального определения понятия "качество" не существует и быть не может. Каждая группа специалистов стремится истолковать его по-своему. Для нас, "нормативщиков", качество продукции - это ее соответствие установленным требованиям. 

- Стандартам? 

- Не только. Прежде всего следует назвать проектную документацию. Ею устанавливаются основные параметры, скажем, строящегося жилого дома: этажность, конструктивные решения, оснащенность оборудованием, требования к отделке помещений и так далее. Источником установленных требований могут быть государственные нормативные документы - СНиПы и ГОСТы. Наконец, в договоры подряда также вписываются определенные требования. В государственных нормативных документах должны устанавливаться показатели качества, обеспечивающие безопасность, экологичность и т; п. Эти показатели в стандартизации принято называть требованиями общества, или социальными. Выполнение этих требований контролируется органами государственного надзора (их сегодня около двух десятков). Нарушение государственных требований наказывается штрафами, которые налагают органы надзора. А вот потребительские (называемые также коммерческими) свойства строительной продукции (например, качество отделки, эффективность смонтированного оборудования) - это уже предмет заботы не государства, а заказчика, который сам их устанавливает при заключении договора и сам контролирует их исполнение производителем работ. Санкции за отступление от требований оговорены в договоре. 

- Насколько я помню, государство всегда контролировало не только безопасность зданий и сооружений, но и их потребительские свойства. 

- Именно так и было. Вкладывая деньги в строительство объектов, государство через строительные нормы устанавливало их потребительские свойства, в том числе и самые фундаментальные. Отсюда пошли многочисленные нормативы - сколько площади полагается на жильца, на койкоместо в больнице и т. п. Более того, заботясь о том, чтобы эти потребительские свойства обеспечить с наименьшими затратами, государство в нормах предписывало применять или, наоборот, запрещало те или иные архитектурные и конструктивные решения, материалы. В рыночных условиях преобладают негосударственные инвесторы, которым незачем предписывать такие вещи. Соответственно и функция контроля за потребительскими свойствами строительной продукции переместилась на другой уровень. Однако прежние подходы пока еще бытуют в действующих нормативных документах. 

- Какие? 

- На мой взгляд, больше всего государство заботилось об эффективности капитальных вложений. На втором месте стояла эффективность работы строительного комплекса. И только на третьем месте - безопасность зданий и сооружений. Я могу ошибаться, но у меня сложилось именно такое впечатление. И нынешняя нормативная база сохранила прежнюю основу, поскольку большая часть документов была принята до начала 90-х годов. Требования прежней и новой идеологии в ней причудливо переплетены. Да и психология людей, применяющих нормы, мало изменилась. Впрочем, как и психология тех, кто дает задание на разработку новых норм, и самих разработчиков. Порой у людей бывает желание "занормировать" все, что только возможно, вплоть до количества пятен на обоях... 

- Значит, обновление нормативной документации еще не завершено? 

- Оно в начальной стадии. Сами знаете, какое сейчас положение с финансами. Бюджетных средств выделяется мало. А заинтересованные организации хоть и располагают средствами, но пока еще не привыкли к тому, что за хорошие нормы нужно хорошо платить. Я должен упомянуть еще о некоторых государственных "регуляторах качества", действующих сегодня Во-первых, рынок строительной продукции должен ограждаться от недобросовестных участников. Эта задача решается через систему лицензирования. Во-вторых, проникновению на рынок недоброкачественных стройматериалов во многом препятствует система сертификации. Есть и другие механизмы. 

- Юлий Юльевич, а можно ли ускорить разработку новой нормативной базы (под новую идеологию) за счет негосударственных источников финансирования? 

- Это вполне возможно. В промышленно развитых странах государство напрямую редко финансирует разработку нормативных документов. Это делается за счет заинтересованных организаций (в том числе и государственных), которые объединены в особые "нормативные" общественные организации, платят членские взносы, на которые и ведется нормативная работа. Но вернемся к требованиям качества, содержащимся в государственных нормативных документах. Они касаются прежде всего конечной продукции строительства - зданий и сооружений. Есть несколько ключевых СНиПов по видам зданий, которые содержат общие требования (в основном, сориентированные на безопасность). Есть требования и по элементам зданий и сооружений. 

- Хорошо, требования есть. Как организовать их выполнение? 

- Если говорить о правах заказчика по отношению к подрядчику, то он наделен ими в полной мере. Другой вопрос: всегда ли заказчик использует их? Работать в правовом поле у нас еще не привыкли, к сожалению. А принципиальных сложностей тут нет: не выполнил подрядчик установленных требований - не принимай у него работу. Единственное, что следует сделать, это внятно прописать сами требования, предусмотреть санкции за их невыполнение и организовать механизм контроля. 

- А кто должен разрабатывать механизм контроля? 

- Вопрос неоднозначный. Но если говорить о технических требованиях, содержащихся в государственных нормативных документах, то тут, без сомнения, следует записывать механизм контроля в строительные нормы и правила. 

- То есть это делает Госстрой России? 

- Да. 

- А механизм санкций? 

- С этим сложнее. Основополагающим тут считается закон об административной ответственности за правонарушения в области строительства. За. Его выполнением следит система архитектурно-строительного надзора. Люди там грамотные, деловые, работают активно. Но, думаю, у них нет возможности проконтролировать каждую стройку, каждую конструкцию. А вот в Соединенных Штатах Америки, к примеру, строительная инспекция контролирует каждый строительный объект и, практически, каждый основной этап работ. У нас действует достаточно редкая в мировой практике система, при которой прямой непосредственный контроль за качеством работ должен осуществлять представитель заказчика в лице его технадзора. Государственный же строительный надзор контролирует работы выборочно (ввиду отсутствия средств для ведения сплошного контроля). Получается, что государственный спрос за качество ложится на заказчика: Впрочем, такая система действовала у нас много лет и была достаточно эффективной. 

- Уникальность системы в том, что за безопасность здания отвечает и государство, и заказчик? 

- Да. Есть, разумеется, и внутренний контроль со стороны изготовителя (подрядчика), хотя в нормативном плане он прописан довольно слабо. 

- Вы упомянули строительную инспекцию США. Она финансируется из федерального бюджета? 

- Нет, каждый штат содержит свою инспекцию. За государственный контроль заказчик отчисляет определенный процент от сметной стоимости плюс дополнительную сверхурочную плату для сложных объектов или конструкций. 

- Нельзя ли у нас организовать сплошной государственный контроль для всех объектов и всех работ? Или это нам не подойдет? 

- Нам это очень даже подойдет! Только это дорого стоит. Нужны приличные вложения, в том числе на увеличение численности инспекторов (в несколько раз), улучшение материально-технической базы инспекции и прочее. 

- Может быть, переходить на такую систему не в одночасье, а постепенно, начав с наиболее развитых регионов? 

- Разговоры на эту тему время от времени возникают. Но до практических шагов дело не доходит. Впрочем, вам следовало бы обсуждать этот вопрос не со мной. 

- В конце концов можно было бы отрабатывать механизм контроля на крупных стройках, верно? 

- Вообще говоря, такие вещи делаются. Комплексный контроль качества по объекту - не такая уж редкость. В стране немало специалистов необходимой квалификации (из бывших оргтехстроев и тому подобного), наиболее предприимчивые из них создают фирмы, получают лицензию на контроль качества строительно-монтажных работ и с успехом этим занимаются. 

- Если их приглашают. А нельзя ли ввести это в обязательном порядке? 

- Это сделать невозможно, поскольку будут нарушены рыночные принципы. Можно лишь через нормативы обязать заказчика вести технический надзор, а уж пригласит ли он для этого специалиста (грамотный заказчик так и поступит) или займется этим сам - дело его. К сожалению, и заказчики, и инвесторы нередко относятся к контролю качества как к чему-то второстепенному. Видимо, потребуется время, чтобы психология хозяйственных руководителей изменилась в соответствии с новыми требованиями. 

 

Последние материалы

Формы аренды жилья
09.09.2017
Самоуправляемые мастерские и офисы
09.09.2017
Работа в Америке
09.09.2017
Рабочий контроль
09.09.2017
Уличная лестница
09.09.2017
Единый центральный вход
09.09.2017
Лестничный объем
09.09.2017
Двустороннее освещение комнат
09.09.2017
Общественное место
11.09.2017
Потребность в огне
11.09.2017
Связь с жизнью через окно
11.09.2017
Мастер и ученики
14.09.2017

Постепенное упрочнение конструкции
15.09.2017

Последовательно вводимые в конструкцию материалы
15.09.2017
Преимущества резиновой крошки
02.10.2017
Особенности и виды подарочных коробок
02.10.2017
В режиме онлайн
16.10.2017
Дома из бруса
20.10.2017
Основные разновидности
23.10.2017
Эффективные курсы по жилищному праву
15.11.2017
Курсы в сфере ЖКХ
15.11.2017
Семинары по вопросам ЖКХ
15.11.2017
Обучение в сфере ЖКХ: с чего начинать
15.11.2017
Эффективные курсы руководителей ЖКХ
15.11.2017
Железобетонные плиты дорожного покрытия
18.11.2017


Контроль качества бетонной смеси осуществляется сертифицированной лабораторией, находящейся на заводе.

Сфера строительства
Строительные работы
Региональный бизнес
Аналитические статьи


Доставка бетона по Санкт-Петербургу Доставка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области современным автопарком бетоновозов. Индивидуальный расчет тарифа.

С использованием бетононасосов достигается равномерность в укладке бетона, исчезают простои, снижаются затраты по укладке бетона.