Норд-Вест Бетон

Норд-Вест Бетон

Рынок корректирует нормативы

Наш собеседник - заместитель начальника отдела сертификации Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, кандидат технических наук Юлий Каммерер. 

- Юлий Юльевич, хотелось бы обсудить с вами проблему повышения качества строительных работ. Я понимаю, что проблема эта многогранная, и всего в беседе нам не охватить. Поэтому давайте сосредоточимся на одном аспекте: как влияет на качество работ система действующей нормативной документации? И в каком направлении следует совершенствовать нормативы для более успешного решения этой проблемы? 

- Начну с того, что общего для всех, универсального определения понятия "качество" не существует и быть не может. Каждая группа специалистов стремится истолковать его по-своему. Для нас, "нормативщиков", качество продукции - это ее соответствие установленным требованиям. 

- Стандартам? 

- Не только. Прежде всего следует назвать проектную документацию. Ею устанавливаются основные параметры, скажем, строящегося жилого дома: этажность, конструктивные решения, оснащенность оборудованием, требования к отделке помещений и так далее. Источником установленных требований могут быть государственные нормативные документы - СНиПы и ГОСТы. Наконец, в договоры подряда также вписываются определенные требования. В государственных нормативных документах должны устанавливаться показатели качества, обеспечивающие безопасность, экологичность и т; п. Эти показатели в стандартизации принято называть требованиями общества, или социальными. Выполнение этих требований контролируется органами государственного надзора (их сегодня около двух десятков). Нарушение государственных требований наказывается штрафами, которые налагают органы надзора. А вот потребительские (называемые также коммерческими) свойства строительной продукции (например, качество отделки, эффективность смонтированного оборудования) - это уже предмет заботы не государства, а заказчика, который сам их устанавливает при заключении договора и сам контролирует их исполнение производителем работ. Санкции за отступление от требований оговорены в договоре. 

- Насколько я помню, государство всегда контролировало не только безопасность зданий и сооружений, но и их потребительские свойства. 

- Именно так и было. Вкладывая деньги в строительство объектов, государство через строительные нормы устанавливало их потребительские свойства, в том числе и самые фундаментальные. Отсюда пошли многочисленные нормативы - сколько площади полагается на жильца, на койкоместо в больнице и т. п. Более того, заботясь о том, чтобы эти потребительские свойства обеспечить с наименьшими затратами, государство в нормах предписывало применять или, наоборот, запрещало те или иные архитектурные и конструктивные решения, материалы. В рыночных условиях преобладают негосударственные инвесторы, которым незачем предписывать такие вещи. Соответственно и функция контроля за потребительскими свойствами строительной продукции переместилась на другой уровень. Однако прежние подходы пока еще бытуют в действующих нормативных документах. 

- Какие? 

- На мой взгляд, больше всего государство заботилось об эффективности капитальных вложений. На втором месте стояла эффективность работы строительного комплекса. И только на третьем месте - безопасность зданий и сооружений. Я могу ошибаться, но у меня сложилось именно такое впечатление. И нынешняя нормативная база сохранила прежнюю основу, поскольку большая часть документов была принята до начала 90-х годов. Требования прежней и новой идеологии в ней причудливо переплетены. Да и психология людей, применяющих нормы, мало изменилась. Впрочем, как и психология тех, кто дает задание на разработку новых норм, и самих разработчиков. Порой у людей бывает желание "занормировать" все, что только возможно, вплоть до количества пятен на обоях... 

- Значит, обновление нормативной документации еще не завершено? 

- Оно в начальной стадии. Сами знаете, какое сейчас положение с финансами. Бюджетных средств выделяется мало. А заинтересованные организации хоть и располагают средствами, но пока еще не привыкли к тому, что за хорошие нормы нужно хорошо платить. Я должен упомянуть еще о некоторых государственных "регуляторах качества", действующих сегодня Во-первых, рынок строительной продукции должен ограждаться от недобросовестных участников. Эта задача решается через систему лицензирования. Во-вторых, проникновению на рынок недоброкачественных стройматериалов во многом препятствует система сертификации. Есть и другие механизмы. 

- Юлий Юльевич, а можно ли ускорить разработку новой нормативной базы (под новую идеологию) за счет негосударственных источников финансирования? 

- Это вполне возможно. В промышленно развитых странах государство напрямую редко финансирует разработку нормативных документов. Это делается за счет заинтересованных организаций (в том числе и государственных), которые объединены в особые "нормативные" общественные организации, платят членские взносы, на которые и ведется нормативная работа. Но вернемся к требованиям качества, содержащимся в государственных нормативных документах. Они касаются прежде всего конечной продукции строительства - зданий и сооружений. Есть несколько ключевых СНиПов по видам зданий, которые содержат общие требования (в основном, сориентированные на безопасность). Есть требования и по элементам зданий и сооружений. 

- Хорошо, требования есть. Как организовать их выполнение? 

- Если говорить о правах заказчика по отношению к подрядчику, то он наделен ими в полной мере. Другой вопрос: всегда ли заказчик использует их? Работать в правовом поле у нас еще не привыкли, к сожалению. А принципиальных сложностей тут нет: не выполнил подрядчик установленных требований - не принимай у него работу. Единственное, что следует сделать, это внятно прописать сами требования, предусмотреть санкции за их невыполнение и организовать механизм контроля. 

- А кто должен разрабатывать механизм контроля? 

- Вопрос неоднозначный. Но если говорить о технических требованиях, содержащихся в государственных нормативных документах, то тут, без сомнения, следует записывать механизм контроля в строительные нормы и правила. 

- То есть это делает Госстрой России? 

- Да. 

- А механизм санкций? 

- С этим сложнее. Основополагающим тут считается закон об административной ответственности за правонарушения в области строительства. За. Его выполнением следит система архитектурно-строительного надзора. Люди там грамотные, деловые, работают активно. Но, думаю, у них нет возможности проконтролировать каждую стройку, каждую конструкцию. А вот в Соединенных Штатах Америки, к примеру, строительная инспекция контролирует каждый строительный объект и, практически, каждый основной этап работ. У нас действует достаточно редкая в мировой практике система, при которой прямой непосредственный контроль за качеством работ должен осуществлять представитель заказчика в лице его технадзора. Государственный же строительный надзор контролирует работы выборочно (ввиду отсутствия средств для ведения сплошного контроля). Получается, что государственный спрос за качество ложится на заказчика: Впрочем, такая система действовала у нас много лет и была достаточно эффективной. 

- Уникальность системы в том, что за безопасность здания отвечает и государство, и заказчик? 

- Да. Есть, разумеется, и внутренний контроль со стороны изготовителя (подрядчика), хотя в нормативном плане он прописан довольно слабо. 

- Вы упомянули строительную инспекцию США. Она финансируется из федерального бюджета? 

- Нет, каждый штат содержит свою инспекцию. За государственный контроль заказчик отчисляет определенный процент от сметной стоимости плюс дополнительную сверхурочную плату для сложных объектов или конструкций. 

- Нельзя ли у нас организовать сплошной государственный контроль для всех объектов и всех работ? Или это нам не подойдет? 

- Нам это очень даже подойдет! Только это дорого стоит. Нужны приличные вложения, в том числе на увеличение численности инспекторов (в несколько раз), улучшение материально-технической базы инспекции и прочее. 

- Может быть, переходить на такую систему не в одночасье, а постепенно, начав с наиболее развитых регионов? 

- Разговоры на эту тему время от времени возникают. Но до практических шагов дело не доходит. Впрочем, вам следовало бы обсуждать этот вопрос не со мной. 

- В конце концов можно было бы отрабатывать механизм контроля на крупных стройках, верно? 

- Вообще говоря, такие вещи делаются. Комплексный контроль качества по объекту - не такая уж редкость. В стране немало специалистов необходимой квалификации (из бывших оргтехстроев и тому подобного), наиболее предприимчивые из них создают фирмы, получают лицензию на контроль качества строительно-монтажных работ и с успехом этим занимаются. 

- Если их приглашают. А нельзя ли ввести это в обязательном порядке? 

- Это сделать невозможно, поскольку будут нарушены рыночные принципы. Можно лишь через нормативы обязать заказчика вести технический надзор, а уж пригласит ли он для этого специалиста (грамотный заказчик так и поступит) или займется этим сам - дело его. К сожалению, и заказчики, и инвесторы нередко относятся к контролю качества как к чему-то второстепенному. Видимо, потребуется время, чтобы психология хозяйственных руководителей изменилась в соответствии с новыми требованиями. 

 

Последние материалы

Системы видеонаблюдения
21.12.2017
Область применения и конструкционные особенности мостовых кранов
23.12.2017

Jaguar ХК8
25.12.2017
Первое включение холодильника
25.12.2017
Изделия железобетонные
25.12.2017
Встраиваем, монтируем, подгоняем
10.01.2018
Обучение управлению ЖКХ
15.01.2018
Какая система отопления подойдет для кафе
15.01.2018
Печь голландка
23.01.2018
Гидроизоляция подземных частей зданий
24.01.2018
Преимущества применения конвекторов
26.01.2018
Установка детектора сна в доме
27.01.2018
Основные характеристики кровельного профнастила
02.02.2018
Природный камень
19.02.2018
Арочные покрытия
19.02.2018
Здания с покрытиями, работающими по линейной схеме
03.03.2018
Наружная облицовка керамогранитом
12.03.2018
Изделия металлопроката
17.03.2018
Производство бетона в Санкт-Петербурге
26.03.2018
Volvo 850 TDI
29.03.2018
Металлопрокат оптом
30.03.2018
Железобетонные колодцы кабельные
06.05.2018
Виды клеевых соединений фанеры
23.05.2018
Грузоперевозки МК-ТРАНЗИТ
05.06.2018
Металлопрокат - квадрат 10х10
05.06.2018


Контроль качества бетонной смеси осуществляется сертифицированной лабораторией, находящейся на заводе.

Сфера строительства
Строительные работы
Региональный бизнес
Аналитические статьи


Доставка бетона по Санкт-Петербургу Доставка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области современным автопарком бетоновозов. Индивидуальный расчет тарифа.

Обсуждение фактов и выводы
Обсуждение результатов и некоторые выводы
Общая информация по объектам оценки


С использованием бетононасосов достигается равномерность в укладке бетона, исчезают простои, снижаются затраты по укладке бетона.

Основная информация и общие сведения